Публикации о Марке Сонине

 

                         МНЕ  ОТ  ПЕСЕН  НИКУДА  НЕ  ДЕТЬСЯ
     Через полупрозрачную стену концертной гостиной Дэвидзон-радио немного видна радиостудия станции, и, слушая песни на стихи Марка Мордуховича, прозвучавшие здесь в его авторском концерте 2 ноября, я думал о том, что вот проект не только технически легко осуществимый, но, главное, достойный прямой передачи в эфир. Потому что песни на стихи Марка – яркие, искренние, не только легко запоминающиеся, но и сразу же западающие в душу – это, мне кажется, несравненно лучше, чем бесконечная тусклая тягомотина импортируемой Россией современной попсы типа «У моей девочки есть одна такая маленькая штучка», увы, заполняющей звуковое пространство и на частоте 620 АМ, и на многих других.
     Марк Мордухович принадлежит к той, теперь уже, похоже, забытой категории поэтов-песенников, какими был Роберт Рождественский или слава Б-гу, ныне живущие Евгений Евтушенко («Не спеши», «Чертово колесо»), Андрей Вознесенский («Начни сначала», «Верни мне музыку») и еще несколько подлинных поэтов, а не так называемых текстовиков.
     Песня – не только жанр. Это – феномен, вообще-то не вполне объяснимый, потому что именно песня наиболее точно выражает мироощущение одного человека и одновременно, бывает, – целого поколения.
     Трудно объяснить, например, почему песня Уоррена и Гордона «Чаттануга Чу-Чу» из фильма «Серенада Солнечной долины» десятки лет назад завоевала весь мир и популярна до сих пор. В этой песне темнокожая красавица спрашивает у двух веселых кондукторов из железнодорожного поезда-«кукушки»: «Скажите, этот поезд идет в Чаттануга Чу-Чу?» И все! Но талант Глена Миллера сделал из этой песенки хотя и легкомысленный, но музыкальный шедевр. А вот совсем противоположный пример (выбираю наугад): песня Александра Цфасмана на стихи Л.Давидович и В.Драгунского «Три вальса». В этой песне маститый композитор,  как бы ушел в тень, снабдив песню только простеньким, на три четверти, аккомпанементом. Зато ее остроумный  текст послужил основой для создания образа женщины, вся жизнь которой слушателю представлена всего лишь в трех куплетах. Конечно, эта песня вряд ли могла бы обрести жизнь без великой – нет, не певицы – исполнительницы Клавдии Шульженко.
      Где же золотая середина?
      Песни Марка Мордуховича, все как одна пропущенные через собственное сердце – это счастливое сочетание его стихов, всегда имеющих, благодаря искренности, точный человеческий адрес, с достойной их музыкой. Они, как кристаллик, побуждают композиторов сочинять такие мелодии, которые и превращают большинство его песен в маленькие, но эмоционально и интеллектуально завершенные миниатюры. 
       Так было и в его прежней, петербургской жизни, когда песни на стихи Марка Сонина сочиняли известные композиторы и исполняли популярные певцы. Так происходит и сейчас, в эмиграции, пути которой были для Марка, как и для всех его соотечественников, совсем нелегкие.

Мне от песен никуда не деться,
Наплывает музыка волной,
Может быть, не сразу стало петься.
Спой теперь, Америка, со мной.      

И Америка поет! Поет искрометная  Ирина Фогельсон, которая первой  исполнила в Театре «Миллениум» песни на стихи М. Мордуховича; поет замечательная певица и актриса Нуца – песню Александра Журбина «В парижском кафе». А как артистичен Евгений Валевич, исполняя  «Трубит шафар»  Бориса Ривчуна, как жанрово разнообразны песни композитора Бориса Тенина.
  В  трехчасовом концерте 2ноября, как будто на одном дыхании переполненного зала радио-гостиной, куда не все желающие смогли попасть – вот бы когда еще пригодилась прямая трансляция! – прозвучали самые разные по жанру и по адресатам песни на стихи Мордуховича, такие как героическая о войне в исполнении юного Гриши Усвицкого – «С победой, победители!», в которой очень уместно в проигрыше процитирован «День Победы» Тухманова, или шуточная и удачно стилизованная под джазовый ритм композитора Эдуарда Каландарова «Джаз плывёт по Миссисипи»:

Джаз плывет среди лесов и прерий,
но, встречая звездный караван,                                                                                        
Джаз уходит с корабля на берег                                                                                                      
в карнавальный Новый Орлеан

«Его стихи удивительно прозрачны и чисты, очень искренни и так и просятся на музыку», – сказал Александр Журбин. Но не только с Журбиным: Мордуховичу с композиторами явно повезло, впрочем, как и им с Марком: Анна Немцова, великолепно чувствующая не только лирический накал стихов Мордуховича, но и их «песенную» фактуру и внутренний ритм; Эдуард Каландаров, проникший в глубоко спрятанную ироничность поэта; Виктория Лисина, уловившая философическую «балладность» его текстов. Отдельно нужно сказать о Тамрико Давиташвили. Блистательная исполнительница лирико-драматического и грузинского народного репертуара, она в песнях на стихи Мордуховича показала себя и неординарным композитором. А  как прекрасен исполненный ею романс «Не болей никогда» в сопровождении речитатива Рустэма Галича:
Не болей никогда, никогда.
Я хочу, чтоб и малая боль
Обходила за тысячи верст города,
Где живешь ты, и где я любуюсь тобой!
– это то, что поистине волнует и запоминается надолго.
     Вообще, в этом концерте исполнители показали не только свои прекрасные вокальные возможности, но и оказались подстать поэту, нередко становясь подлинными его соавторами. Артистизм Людмилы Фесенко и Сергея Побединского, непосредственность  Гриши Усвицкого и вдумчивость зрелого Игоря Титлянова – это все те качества, которые способствовали безусловному успеху авторского вечера Марка Мордуховича.
      Я не сказал, что сам автор, естественно, не только присутствовал на своем вечере, но и вел его вместе с Рустемом Галичем (про которого Марк сказал: «И к нам врывается искусство, чтоб оживить на сцене стих»), читая свои дружеские эпиграммы на исполнителей. Увы, в доступном здесь формате невозможно привести их все. Но  не вспомнить посвящение Людмиле Фесенко и Сергею Побединскому просто нельзя:
Дуэт Людмилы и Сергея,
Любовью к песне окрыленный,
Он без сомненья души греет –
Дуэт сопрано с баритоном.
На много песен хватит силы, 
В Нью-Йорке создан не напрасно
Дуэт красивого с красивой,
Дуэт прекрасного с прекрасной!
А закончить эти заметки об авторском вечере Марка Мордуховича хочу  обращением его к слушателям:
И, когда от песен в зале станет тесно,
И стихи замрут, как звездочки вдали,
Пусть придет к вам наслаждение от песен,
Песен радостных, рожденных от любви!
                                                                                                                                Виталий Орлов

____________________________________________________

НОВЫЕ ПЕСНИ ПРИДУМАЛА ЖИЗНЬ
        (ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР МАРКА МОРДУХОВИЧА В ШОР ФРОНТЕ)

   Не задумывались ли вы, почему уже не одно поколение людей, говорящих и понимающих по-русски, заслушивается песнями, которые поют Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев? Почему такие песни, как «Любовь нечаянно нагрянет» или «Милый друг, наконец-то мы вместе» пережили и своих авторов, и своих первых исполнителей?
    «Поэт в России больше, чем поэт» – это определение Евгения Евтушенко можно отнести и к русским поэтам- песенникам. Существует не вполне объяснимый феномен, почему именно песня наиболее точно выражает как мироощущение одного человека, так  и,  как нередко бывает, одновременно целого поколения. Песенная поэзия – это не просто стихи. Подчас она способна раскрыться для слушателя лишь в неразделимом единстве с музыкой. И создать произведение искусства в этом жанре – талант особый. Этим талантом в полной мере обладает поэт Марк Мордухович. У бывшего ленинградца талант открылся давно, и благодаря песням, в том числе и на его стихи, так продолжительна сценическая жизнь и Игоря Скляра, и Михаила Боярского, и Нани Брегвадзе.
Валерий Леонтьев спел когда-то песню композитора Бориса Ривчуна на стихи М. Мордуховича:

Все дороги прямые, все слова так чисты.
Всё на свете – впервые, если влюбишься ты,

которую можно назвать музыкальным афоризмом.  А теперь попытайтесь вспомнить и пропеть самому себе или во время застолья с друзьями какую-нибудь песню из репертуара современного певца или группы (сегодня не говорят «ансамбль», а говорят «группа» – словно о налетчиках), которые сами сложили не только музыкальное сопровождение, но и текст – из обломков русских слов и «блатняка», так что не только до поэзии – до смысла невозможно добраться. Ну, например:
Словно плыл рекой широкой, и на самой середине унесла волна весло.
         От надежды мало проку, до чего ж мне одиноко,
         Вот увидишь, вот увидишь, я влюблюсь тебе назло…

    Такое и на частушку не тянет, какая уж тут лирика! А между тем это не самая бесталанная группа: кажется, «Руки вверх», а может, «Ногу свело», точно не помню.
Так или иначе, однако пройдя через многое, он остался поэтом, и не только в душе: новые песни, новые исполнители, зрелое философское видение жизни. И в старых, и в новых «песнях о главном» он остается глубоким лириком, мастером яркого эпитета, точной и тонкой метафоры, будь то романс, явственно наследующий уникальную русскую традицию; современный, открыто страстный любовный сонет, баллада об «эхе прошедшей войны» или… стилизация под рэгтайм.
Все это привлекает к стихам Марка Мордуховича, как талантливых композиторов, так и классных исполнителей – и не только в прежние времена, но и теперь.
Более того, в последние годы сложился удачный коллектив авторов- единомышленников  поэта – композиторов и высокого уровня исполнителей, чьими совместными усилиями создаются произведения, достойные самой высокой концертной сцены.
Именно таким был недавний концерт из произведений на стихи Марка Мордуховича, названный: «Непредсказуемость любви». В концерте, состоявшемся в прекрасном заново отремонтированном большом зале еврейского центра  Shorefront Y (рядом с Брайтоном) в рамках культурной программы, возглавляемой Ириной Волкович (которая сама пишет сценарии и ставит великолепные спектакли) прозвучали лучшие песни прежних лет и новые на стихи М. Мордуховича. Концерт вела любимица зрителей, ведущая телепрограмм RTN Валентина Печорина, а Марк  читал свои стихотворные дружеские послания всем выступавшим в этот вечер.

Телевизионные каналы без ножа всех нас берут в свой плен.
Наполняйте полными бокалы, тост хочу сказать за RTN.
Много разных лиц на нём мелькало! Валя, твой талант на нём расцвёл,
Ты лицо прекрасного канала, самое прекрасное лицо!

С присущими ей обаянием и душевностью «наша Валечка» представляла исполнителей: как тех, кто уже давно поет песни на стихи Мордуховича, постоянно присутствующие в их репертуаре, так и «новичков», впервые принимавших участие в творческом вечере поэта. И сразу хочу сказать, что в этот вечер прозвучало 9 новых песен и романсов на стихи Марка.
Концерт в качестве гостьи открыла известная певица, большой мастер эстрадной и грузинской народной песни Тамрико Давиташвили. В ее репертуаре более десятка песен М.Мордуховича, музыку к которым она пишет сама. Одну из них – нежную, трогательную до слез «Не болей никогда», она обычно  исполняет вместе с чтецом (Рустем Галич), сопровождающим песню стихотворным текстом-речитативом.
Постоянно и плодотворно сотрудничают с Мордуховичем вокалисты Людмила Фесенко и Сергей Побединский. От выступления к выступлению растет их вокальное и сценическое мастерство, они умеют передать, и соло,  и в дуэте, все нюансы песен и баллад Марка, написанных  композитором яркого мелодического дара Анной Немцовой и хорошо чувствующим стиль Эдуардом Каландаровым. Такова и новая песня Каландарова  «Мы падаем в пропасть». Прозвучала еще одна премьера в их исполнении – песня «Хозяйка любви» (композитор Борис Тенин). Людмила уезжает на гастроли в Киев, и, наверное, потому в ее репертуаре появились украинские песни, одну из которых: «Ой, не свiти, мiсяченьку» она прекрасно спела «на бис» а капелла. А вот что им написал Марк:.

Дуэт Людмилы и Сергея, любовью к песне окрыленный,
Дуэт ваш наши души греет, дуэт сопрано с баритоном.
На много песен хватит силы, в Нью-Йорке создан не напрасно
Дуэт красивого с красивой, дуэт прекрасного с прекрасной!

Песни Эд. Каландарова на стихи М.Мордуховича пели и другие исполнители, а одну из них – «Жизнь только начинается» – он сам. Авторы собираются подарить ее маэстро Вахтангу Кикабидзе, который летом приезжает в Америку на гастроли. А новую песню Каландарова «Джаз плывет по Миссисипи» на стихи Мордуховича исполнил юный талант Кейланд Новак – чувство ритма владеет его телом едва ли не сильнее, чем тело – ритмом.
Впервые  приняла участие в творческом вечере Мордуховича американская певица и актриса из театра оф-Бродвей Бетти Симкин с разудалым шлягером «Гулять будем» и очень задушевным романсом «Покаяние» Оба эти произведения композитор и переводчик Бетти спела на русском и английском языках.
А москвичка Марина Амур исполнила старый хит М.Мордуховича (Сонина) «Не оставляй любовь одну» известного композитора Сергея Касторского (Эту песню исполняли ансамбль «Синяя птица», Ирина Понаровская, Альберт Ассадулин и многие другие) Впервые зрители услышали новую песню «С днем рождения, мама» Автор музыки – известный московский музыкант и композитор Владимир Гужов. Кроме него в создании великолепной фонограммы песни принимали участие: Юрий Погиба – аранжировщик – руководитель ансамбля Аллы Пугачёвой, популярные музыканты Алексей Науменко и Валерий Крылов. И вот какие стихи посвятил Марк Марине Амур:

Ты столичная богема, вся от ног до головы,
Как подарок от Рустема, как приветствие Москвы.
Ты поймала синекуру, ты сама, как самоцвет;
Нету жизни без амура, без Марины песен нет!
 

Подлинным же открытием для слушателей стало выступление молодого московского певца, обладателя красивого драматического тенора Константина Степанова. Бурными аплодисментами встретили зрители два новых романса  Эд.Каландарова: «Вдохновение» и «Непредсказуемость любви».

Ездишь, не спеша, по всей Европе, молодой поющий великан;
Как поешь ты арии из опер! Как поешь романсы разных стран!
Самый лучший тенор ты, конечно: надо быть азартным и лихим,
Чтоб не испугаться в этот вечер петь романсы на мои стихи!

Костя Степанов окончил Московскую консерваторию в 2006 году по классу Зураба Соткилавы. После выпускного спектакля американский импресарио предложил ему попробовать свои силы в Нью-Йорке. Костя уже спел в «Царской невесте» с Ольгой Бородиной на сцене Карнеги-холла и сейчас проходит прослушивание в одном из специализированных агентств для работы в американской опере.
– Волею случая меня услышал Марк Мордухович и пригласил участвовать в его творческом вечере, – сказал мне Костя. – Я не был знаком ни с Марком, ни с этим жанром. Правда, русские романсы я пел и раньше и даже стал лауреатом Первой премии проводившегося в 2005 году в Москве конкурса русского романса. Эдуард Каландаров, автор музыки к обоим романсам, которые я исполнил сегодня впервые, помог мне сделать их в хорошем стиле.
Когда всё делается в едином темпе, когда со сцены звучат такие прекрасные песни – то на технические накладки, которые иногда случаются, зрители стараются не обращать внимание. Именно таким зрителям Марк и посвятил своё главное приветствие:

Я букеты строчек самых нежных зрителям моим дарить привык,
Но шальная музыка поспешно их кладет на песенный язык.
И, когда наполнятся бокалы, запоют, придя на песен зов,
Русскоговорящие кварталы русскоговорящих городов.

Я слышал, как один из зрителей после концерта подошёл к Марку и сказал «Я купил книжку Ваших стихов, чтобы выучить их наизусть» Зрители, судя по всему, получили огромное удовольствие от услышанных песен. Они выразили его не только аплодисментами, не только цветами, и даже не только стихами в честь поэта, которые двое из них  тут же и прочитали.
Главное было в том, что они уходили с концерта, напевая полюбившиеся песни.

                                                                                                                                                Юлий Дифин

__________________________________________________

             С ПЕСНЯМИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ…
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ПОЭТА – ПЕСЕННИКА МАРКА МОРДУХОВИЧА (СОНИНА)

   Весна широко раскрыла свои зелёные крылья, принесла с собой тепло, новые стихи и песни. Эти песни звучали 3 мая на творческом вечере Марка Мордуховича на Брайтоне в большом зале Шор Фронта. Вела концерт известная теле ведущая Валентина Печорина. А Марк читал свои посвящения всем выступающим. И начал с  посвящения всем зрителям:

С неба льётся лёгкий майский дождик, Брайтон дарит нам улыбки, смех;
Нравится, что среди всех прохожих русскоговорящих больше всех.
Океанскою волной умытый, как котёнок, лёг у наших ног
Звонкий, жизнерадостный, открытый, ставший в чём-то нашенским, Нью-Йорк…
    

Открыла концерт замечательная певица и композитор Тамрико Давиташвили. Она исполнила две песни, задавших тон всему вечеру: сентиментальную «Не болей никогда» и яркую темповую «Мой ангел»
    Её сменяет заслуженная артистка Украины Людмила Фесенко, которая спела, давно ставшую популярной, песню Анны Немцовой «Бал поэзии».
    Мне было очень приятно, что в программе концерта была так же «Песня, обожжённая судьбой» Анны Немцовой.  Стихи этой песни Марк написал по сюжету моего рассказа «Мелодия любви» В этом правдивом рассказе говорится о судьбе еврейской девочки Двойреле. Её отец был преподавателем музыки, и сам сочинял песни. Отец погибает на войне, а мать с дочкой жизнь разбросала по разным городам. И только случайная встреча на концерте в Москве, на котором дочка исполнила песню на мелодию своего отца, соединила маму и дочь.
    Эту песню Людмила Фесенко исполнила от всей души, и в зале у зрителей, многие из которых слушали  эту песню не первый раз,  появились на глазах слёзы.
     Кстати, эту песню Люда спела с таким же успехом 9 мая в театре Миллениум на концерте, посвящённом годовщине Великой Победы. И хочется привести слова Марка их стихотворения «С победой, победители!»:

В смертельный бой уверенно вы шли, не потому, что якобы бессмертны,
Вы слышали душою крик Земли, вы сердцу подчинялись беззаветно…


      Я сосчитал, что в этот вечер на суд зрителей Марк Мордухович и его композиторы представили 9 песен – и все они были приняты аплодисментами
благодарных зрителей. Л. Фесенко и С. Побединский не спели, а буквально
сыграли две новые песни «Мы падаем в пропасть» Эдуарда Каландарова и «Хозяйка любви» Бориса Тенина.
     Певица, которая участвует в правительственных концертах в Москве, Марина Амур исполнила новую пронзительную песню «С днём рождения, мама» Эту, трогающую душу песню, каждый зритель мысленно пел вместе с певицей, обращаясь к своей маме.
     Автор музыки этой песни – Владимир Гужов. Руководитель ансамбля Аллы Пугачёвой Юрий Погиба написал аранжировку, а помогли сделать фонограмму для этой песни прекрасные музыканты Алексей Науменко и Валерий Курылёв.
   Марина исполнила так же когда-то очень популярную песню Сергея Касторского
на стихи Марка Мордуховича «Не оставляй любовь одну»
   И, конечно, Марк прочёл, посвященные Марине Амур следующие строчки:

Ты столичная богема, вся от ног до головы,
Как подарок от Рустема, как приветствие Москвы.
Ты поймала синекуру, ты сама, как самоцвет;
Нету жизни без амура, без Марины песен нет!     

Зрители были восхищены тем, с каким темпераментом спел юный Кейланд Новак песню Эдуарда Каландарова на стихи Марка «Джаз плывёт по Миссисипи»

Твой голос, знаешь сам, неповторим,
ты выступать на сцене начал рано,
Ты покоряешь города и страны,
ты молод, своей бабушкой храним.
Ворвался ты на сцену, словно шторм,
слова танцуют в твоих ярких песнях,
И, что по-настоящему, чудесно –
танцуют песни в облике твоём!

И опять на сцене Сергей Побединский. Он, как всегда, с большим подъёмом спел ещё две песни Анны Немцовой на стихи Марка Мордуховича «В любви ты такая красивая» и «Тысяча песен Высоцкого».
   И это Сергею Побединскому и Люде Фесенко посвятил Марк такие очень красивые строчки:

Дуэт Людмилы и Сергея, любовью к песне окрылённый,
Дуэт ваш наши души греет, дуэт сопрано с баритоном.
На много песен хватит силы, в Нью-Йорке создан не напрасно
Дуэт красивого с красивой, дуэт прекрасного с прекрасной!
  

И была ещё одна молодая исполнительница песен на стихи Марка – это певица и актриса театра Оф-Бродвей Бетти Симкин. На русском и английском языках она спела две песни: «Покаяние» и «Гулять будем».
Она сама написала музыку и сама сделала перевод стихов на английский.
    И опять хочется привести очередное приветствие Марка:

Ты держишь к песням ключ в своей руке, тебе так стали мои песни близки,
Что вдруг запели чисто по-английски стихи мои на русском языке.
Круг песен на мои стихи растёт; и Оф-Бродвей поёт сегодня с нами,
Чтоб осветить бродвейскими огнями, поднявшийся у океанских волн, Шор фронт!  

Лауреат международных фестивалей изумительный тенор Константин Степанов порадовал присутствующих двумя романсами Эдуарда Каландарова на стихи Марка: «Непредсказуемость любви» и «Вдохновение». К бурным аплодисментам зрителей Марк добавил своё посвящение:

Ездишь, не спеша, по всей Европе, молодой поющий великан –
Как поёшь ты арии из опер! Как поёшь романсы разных стран!
Самый лучший тенор ты, конечно; надо быть азартным и лихим,
Чтоб не испугаться в этот вечер петь романсы на мои стихи!
   

Не обошёл вниманием Марк Мордухович и ведущую концерта Валентину Печорину:

Телевизионные каналы, без ножа всех нас берут в свой плен,
Наполняйте полными бокалы, тост хочу сказать за RTN.
Много разных лиц на нём мелькало, Валя, твой талант на нём расцвёл,
Ты лицо прекрасного канала, самое прекрасное лицо!

     Из 9 новых песен, прозвучавших в этот вечер, 5 написал композитор Эдуард Каландаров. Эти строчки заслуженно ему:

Ты весь из звонких нот и нежных звуков, слух о тебе летит во все концы,
В сердца людей врываешься без стука, и песен ждут оркестры и певцы,
В тебе поёт высокое искусство, мелодии твои забыть нельзя;
Ты сам поёшь с таким открытым чувством, что замирает, слушая, Земля!
 

И закончить рассказ о творческом вечере поэта-песенника Марка Мордуховича я хочу строчками из его посвящения зрителям:

…Я букеты строчек самых нежных зрителям моим дарить привык,
Но шальная музыка поспешно их кладёт на песенный язык.

И когда наполнятся бокалы, запоют, придя на песен зов,
Русскоговорящие кварталы русскоговорящих городов.
Маленькие Киев и Одесса, здесь находят без излишних слов
Русскоговорящие невесты русскоговорящих женихов.
Русскоговорящие повсюду, на деревьях новая листва;
Никогда здесь воевать не будут маленький Тбилиси и Москва.
И под этим небом звёздно-синим я теперь шагаю налегке
По уютной маленькой России с песнями на русском языке!

                                                                                                                Манус Ядушливый

_______________________________________________

                          «ВСЁ  НА  СВЕТЕ  ВПЕРВЫЕ»

Не задумывались ли вы, почему уже не одно поколение людей, говорящих и понимающих по-русски, заслушивается песнями, которые поют Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев? Почему такие песни, как «Любовь нечаянно нагрянет» или «Милый друг, наконец-то мы вместе» пережили и своих авторов, и своих первых исполнителей?
«Поэт в России больше, чем поэт» – это определение Евгения Евтушенко можно отнести и к русским поэтам- песенникам. Существует не вполне объяснимый феномен, почему именно песня наиболее точно выражает как мироощущение одного человека, так  и,  как нередко бывает, одновременно целого поколения. Песенная поэзия – это не просто стихи. Подчас она способна раскрыться для слушателя лишь в неразделимом единстве с музыкой, и создать произведение искусства в этом жанре – талант особый. Этим талантом в полной мере обладает поэт Марк Мордухович. У бывшего ленинградца талант открылся давно, и благодаря песням, в том числе и на его стихи, так продолжительна сценическая жизнь и Игоря Скляра, и Михаила Боярского, и Нани Брегвадзе.
Валерий Леонтьев спел когда-то песню композитора Бориса Ривчуна на стихи М.Мордуховича:
Все дороги прямые,
Все слова так чисты.
Всё на свете – впервые,
Если влюбишься ты,
которую можно назвать музыкальным афоризмом.
А теперь попытайтесь вспомнить и пропеть самому себе или во время застолья с друзьями какую-нибудь песню из репертуара современного певца или группы (сегодня не говорят «ансамбль», а говорят «группа» – словно о налетчиках), которые сами сложили не только музыкальное сопровождение, но и текст – из обломков русских слов и «блатняка», так что не только до поэзии – до смысла невозможно добраться. Ну, например:
Словно плыл рекой широкой
И на самой середине унесла волна весло.
От надежды мало проку,
До чего ж мне одиноко,
Вот увидишь, вот увидишь я влюблюсь тебе назло…
Такое и на частушку не тянет, какая уж тут лирика! А между тем это не самая бесталанная группа: кажется, «Руки вверх», а может, «Ногу свело», точно не помню.
Для Марка Мордуховича, правда, в силу совсем иных обстоятельств, оказалось «всё на свете – впервые»: эмиграция не щадит никого, и поэты, может быть, страдают больше других, потому что их главный инструмент – родное слово. Наверное, как раз о таких, как Марк, Андрей Вознесенский напсисал стихи, которые потом стали песней Евгения Мартынова
Нам жить так мало,
Но песне не конец..
А, может, Марка собственное:
Всё на свете – впервые,
Если влюбишься ты.

Так или иначе, однако пройдя через многое и не став ни программистом, ни бухгалтером, он остался поэтом, и не только в душе: новые песни, новые исполнители, зрелое философское видение жизни. И в старых, и в новых «песнях о главном» он остается глубоким лириком, мастером яркого эпитета, точной и тонкой метафоры, будь то романс, явственно наследующий уникальную русскую традицию; современный, открыто страстный любовный сонет, баллада об «эхе прошедшей войны» или… стилизация под рэгтайм.
Все это привлекает к стихам Марка Мордуховича как талантливых композиторов, так и классных исполнителей – и не только в прежние времена, но и теперь.
Более того, в последние годы сложился удачный коллектив авторов- единомышленников  поэта, двух-трех композиторов и высокого уровня исполнителей, чьими совместными усилиями создаются произведения, достойные самой высокой концертной сцены.
Именно таким был недавний концерт из произведений Марка Мордуховича, названный: «Непредсказуемость любви». В концерте, состоявшемся в еврейском центре  Shorefront Y, в рамках культурной программы, возглавляемой Ириной Волкович, прозвучали лучшие песни прежних лет и новые на стихи М.Мордуховича. Концерт вел сам автор, читавший свои стихотворные дружеские шаржи на своих соратников, и любимица зрителей, ведущая телепрограмм RTN Валентина Печорина.

Телевизионные каналы,
Без ножа всех нас берут в свой плен.
Наполняйте полными бокалы,
Тост хочу сказать за RTN.
Много разных лиц на нём мелькало!
Валя, твой талант на нём расцвёл,
Ты лицо прекрасного канала,
Самое прекрасное лицо!

С присущими ей обаянием и душевностью «наша Валечка» представляла исполнителей: как тех, кто уже давно поет песни на стихи Мордуховича, постоянно присутствующие в их репертуаре, так и «новичков», впервые принимавших участие в творческом вечере поэта.
Концерт в качестве гостьи открыла известная певица, большой мастер эстрадной и грузинской народной песни Тамрико Давиташвили. В ее репертуаре более десятка песен М.Мордуховича, музыку к которым она часто пишет сама. Одну из них – нежную, трогательную до слез «Не болей никогда», она обычно  исполняет вместе с чтецом (Рустем Галич), сопровождающим песню стихотворным текстом-речитативом.
Постоянно и плодотворно сотрудничают с Мордуховичем вокалисты Людмила Фесенко и Сергей Побединский. От выступления к выступлению растет их вокальное и сценическое мастерство, с которым они умеют передать, и соло,  и в дуэте, все нюансы песен и баллад Марка, написанных  композитором яркого мелодического дара Анной Немцовой и хорошо чувствующим стиль Эдуардом Каландаровым. Такова и новая песня Каландарова  «Мы падаем в пропасть». Еще одна премьера в их исполнении – песня «Хозяйка любви» (композитор Борис Тенин,  гость программы). Людмила уезжает на гастроли в Киев, и наверное, потому в ее репертуаре появились украинские песни, одну из которых: «Ой, не свiти, мiсяченьку» она прекрасно спела «на бис» а капелла.

Дуэт Людмилы и Сергея,
Любовью к песне окрыленный,
Дуэт ваш наши души греет,
Дуэт сопрано с баритоном.
На много песен хватит силы,
В Нью-Йорке создан не напрасно
Дуэт красивого с красивой,
Дуэт прекрасного с прекрасной!

Песни Каландарова на стихи Мордуховича пели и другие исполнители, а одну из них – «Жизнь только начинается» – он сам. Авторы собираются подарить ее маэстро Вахтангу Кикабидзе, который летом приезжает в Нью-Йорк на гастроли. Популярную песню Каландарова «Джаз плывет по Миссисипи» на стихи Мордуховича исполнил юный талант Кейланд Новак – чувство ритма владеет его телом едва ли не сильнее, чем тело – ритмом. Впервые  приняли участие в творческом вечере Мордуховича американская певица Бетти Симкин с разудалым шлягером «Гулять будем», и москвичка Мария Амур, которая исполнила старый хит Мордуховича «Не оставляй любовь одну» из репертуара ансамбля «Синяя птица» и премьерный номер «С днем рождения, мама» модного нынче московского композитора Владимира Гужова.
Подлинным же открытием для слушателей стало выступление молодого московского певца, обладателя красивого драматического тенора Константина Степанова. Он исполнил две новые песни Каландарова: «Вдохновение» и «Непредсказуемость любви».

Ездишь не спеша по всей Европе,
Молодой поющий великан.
Как поешь ты арии из опер!
Как поешь романсы разных стран!

Самый лучший тенор ты, конечно:
Надо быть азартным и лихим,
Чтоб не испугаться в этот вечер
Петь романсы на мои стихи!

Костя Степанов окончил Московскую консерваторию в 2006 году по классу Зураба Соткилавы. После выпускного спектакля американский импресарио предложил ему попробовать свои силы в Нью-Йорке. Костя уже спел в «Царской невесте» с Ольгой Бородиной на сцене Карнеги-холла и сейчас проходит прослушивание в одном из специализированных агентств для работы в американской опере.
– Волею случая меня услышал Марк Мордухович и пригласил поучаствовать в его творческом вечере, – сказал мне Костя. – Я не был знаком ни с Марком, ни с этим жанром. Правда, русские романсы я пел и раньше и даже стал лауреатом Первой премии проводившегося в 2005 году в Москве конкурса русского романса. Эдуард Каландаров, автор музыки к тем двум романсам, которые я исполнил сегодня впервые, помог мне сделать их в хорошем стиле.
Как это важно: сделать что-то от начала и до конца в хорошем стиле, в едином темпе, слаженнно, когда никакие технические накладки, как иногда бывает, просто недопустимы.

И обращение к зрителям:
Я букеты строчек самых нежных
Зрителям моим дарить привык,
Но шальная музыка поспешно
Их кладет на песенный язык.

И тогда наполнятся бокалы,
Запоют, порой не помня слов,
Русскоговорящие кварталы
Русскоговорящих городов.


Зрители, судя по всему, получили огромное удовольствие от песен Марка Мордуховича. Они выразили его не только аплодисментами, не только цветами, и даже не только стихами в честь поэта, которые они тут же и прочитали.
Главное было в том, что они уходили с концерта, напевая полюбившиеся песни.

                                                                                           Юлий Дифин

__________________________________

 

ЧТОБ ВСЁ ЖЕЛАННЕЙ СТАНОВИЛАСЬ ТЫ
       (о творческом вечере поэта-песенника Марка Мордуховича (Сонина)
                             в театральной гостиной Дэвидзон-радио)

«…Если люди сотворят любовь, как боги,
остальное всё приложится само»

                                  М. Мордухович

    О Марке Мордуховиче писать легко, радостно и одновременно очень ответственно. Непросто в короткой статье дать достойную оценку творчества твоего современника, друга, поэту – поистине явлению нашей литературы. Марк пишет в разнообразной жанровой тематике – философской, гражданской, антивоенной, юмористической. Но, более всего, его поэтический талант проявился в лирике. Задушевная интонация, чистота и глубина чувств, образность любовной лирики – главная черта поэта. В его книгах последних лет абсолютное большинство стихов о любви. Не случайно наш лучший литературный журнал «СЛОВО/WORD» в №31/32, почти целиком посвящённый  любви,
в разделе «Любовь в российской поэзии», где поэзия19 и 20 веков представлена нашими классиками, в 21 веке есть три стихотворения М. Мордуховича.
   Марк – член Союза Писателей Москвы. В 2000 году Международным обществом пушкинистов он был назван «Лучшим поэтом русского зарубежья».
    Лирические стихи М. Мордуховича необычайно мелодичны, музыкальны.
Это их качество отметил композитор Александр Журбин: «Его стихи удивительно прозрачны и чисты, очень искренни, и так и просятся на музыку»
   Эта мелодичность лирики поэта определила творческую связь поэта с композиторами, написавшими немало песен на его стихи. Песни на стихи Марка Мордуховича (в Союзе он был Марк Сонин) исполняли В. Леонтьев, М. Боярский, И. Скляр, Нуца, Е. Валевич, многие известные ансамбли.
   Марк 12 лет жил в Детройте, теперь живёт в Нью-Йорке. Почти 40 песен на его стихи написали Анна Немцова, Тамрико Давиташвили, Виктория Лисина, Борис Тенин, Эдуард Каландаров, Игорь Титлянов. Большая удача авторов
всех этих песен в том, что в русской общине Нью-Йорка есть исполнители самого высокого класса; Людмила Фесенко, Сергей Побединский, Тамрико Давиташвили, Михаил Брусиловский и другие. На творческом вечере Марка они  с большим успехом исполнили полюбившиеся нам песни и романсы, и совсем новые песни. Открыл вечер и был его ведущим наш замечательный артист – чтец Рустем Галич. Обладая редким даром глубокого проникновения в поэзию, точного ощущения поэтического слова. Он читал стихи Марка с каким-то новым, свежим вдохновением.
   Открыл вечер-концерт М. Брусиловский, обладатель сильного красивого баритона. Мы впервые услышали новый вариант романса «Непредсказуемость любви» на известные стихи М. Мордуховича. Музыку написал Эдуард Каландаров (первой написала романс на эти стихи В. Лисина)
Надо сказать, что Эдуарда познакомил с Марком Рустем Галич. И мелодичные стихи поэта так увлекли композитора, что он уже написал около 10 песен на стихи Марка. Три из них он сам замечательно исполнил на этом творческом вечере. Особенно удались ему песня в стиле джаза «Джаз плывёт по Миссисипи»  и песня «Скрипки счастья», в которой оживает вся история еврейского народа и в стихах, и в национальной мелодике песни-баллады. И в непобедимости её общего оптимистического настроя. Интересно, что сначала родилась мелодия этой песни, а уже потом Марк написал стихи. В настоящее время Эдуард работает над песней «Посвящение Санкт-Петербургу», которое особенно дорого Марку и нам – его землякам.
   Композитор и певец Игорь Титлянов тоже недавно познакомился с Марком. На этом вечере он исполнил с глубоким чувством песню «Не спрашивайте звёзд» С искренней радостью мы встретили выступление любимого певца
Сергея Побединского. С высоким гражданским пафосом, без всякого наигрыша, словно на одном дыхании, он исполнил песню – гимн «Тысяча песен Высоцкого» на музыку Анны Немцовой и заставил всех нас почтить память бессмертного барда России. Сергея мы справедливо называем Королём романса. В этом концерте мы услышали один из самых красивых Романсов Марка «В любви ты такая красивая» Талантливая А. Немцова,
Воспринимающая «слово, как не проявленную музыку», будучи и музыкантом-аккордеонистом, и оранжировщиком, пишет музыку, по её словам , «извлекая её из стихов» Думаю, что в М. Мордуховиче она нашла поэта очень близкого её душевному складу – поэтому их песни и романсы хочется слушать без конца… С. Побединский поёт «В любви ты такая красивая», любуясь каждым словом, каждой нотой так проникновенно, что каждая женщина в зале воспринимает этот чарующий романс так, словно ей «красивой…счастливой…
великой» адресовано это объяснение в любви! О Людмиле Фесенко можно говорить только в восторженных тонах – её необычайно сильному лирико-колоратурному сопрано подвластны и героическая баллада – «Песня, обожжённая судьбой» и подлинный гимн – задорный в честь поэтов всех времён «Бал поэзии» в ритме прекрасного вальса – обе песни на музыку А. Немцовой. Очень естественно, задушевно прозвучал дуэт Л. Фесенко с С. Побединским «больны мы нежностью такой» (музыка всё той же А. Немцовой)  
   И был ещё один незабываемый дуэт в этом концерте:Тамрико Давиташвили и Рустем Галич показали маленький спектакль о любви, органично соединивший в единой гармонии пение и исполнение стихов на самом высоком уровне. Автором музыки здесь была Тамрико, известная в общине Нью-Йорка, давно любимая певица и оранжировщик, в прошлом солистка
государственного оркестра «Реро» под руководством Вахтанга Кикабидзе,
она же автор музыки 10 песен на стихи Марка. Песню «Благодарю тебя, мой ангел» Тамрико пела, пританцовывая в такт мелодий, под несмолкаемые аплодисменты зрителей.
   Виктория Лисина была первым композитором в Нью-Йорке, сочинившая музыку на вдохновившие её стихи Марка. На этом вечере она с глубоким чувством исполнила песню «Еврейские женщины» и романс «Воспоминания о Вас» – один из шедевров поэзии М. Мордуховича.
Цветы в хрустальной тишине, прикрыв глаза, танцуют вальс –
И тают в сладком полусне воспоминания о Вас…                        
   Детское творчество вносит в любой концерт непосредственность, радостное восприятие мира. А, если десятилетний мальчик разносторонне талантлив – танцует, играет в шахматы, читает только умные стихи, и к тому же обладает редким обаянием ослепительной улыбки – то это просто подарок судьбы! Гриша Усвицкий спел в почти военной экипировке песню- марш «С победой, победители!» (на музыку Ю. Волошина) задорно и весело.
   Вся атмосфера вечера была поистине праздничной и тёплой. Марк сочинил  поэтические экспромты и дарил их участникам концерта хочу привести посвящение Рустему Галичу:
Стихам не трудно кануть в лету, в тебе они нашли свой дом,
Разбросанных в веках поэтов ты в сердце приютил своём…

   Многих из участников концерта мы не видели уже более года. И тем более, мы с радостью отметили, как окрепло мастерство любимых авторов и артистов нашей общины. Сегодня русское эстрадное искусство
в Нью-Йорке глубиной духовного содержания, высоким уровнем исполнительного мастерства достойно продолжает славные традиции русской и мировой культуры. По точному определению нобелевского лауреата физика Ландау – «искусство – производство радости»
   В наше нелёгкое время материальных потерь великое искусство не только помогает нам сохранить душевное равновесие, но и верить в светлое будущее. А те, кто не смог попасть в переполненный зал
Гостиной Девидзон радио 2 ноября, где был концерт, о котором я рассказываю, смогут придти 14 февраля в Valentine Day в ресторан
Ошана, где состоится новый творческий вечер Марка и одновременно будет демонстрация мод от «Галит-Кутюр» А 3 мая творческий вечер Марка пройдёт в Шор фронте. 
   У поэта-песенника особая судьба. Согласитесь, что высокую поэзию читают и любят далеко не все. В основном это культурные, интеллигентные люди. А песни, за редким исключением, любят и поют все. Марк рассказал мне, какое волнение его охватило, когда он впервые увидел на экране телевизора песню на его слова. Это чувство восхищения песней, преклонения перед исполнителем и композитором осталось навсегда с ним! 
                                                                                  Сима Питерская

_____________________________________________

                    СПАСИБО ЗА ВСТРЕЧУ!

      Совсем недавно в Сан Франциско мне повезло присутствовать на вечере поэзии и песни – известный поэт Марк Мордухович читал свои стихи, а потом исполнялись новые песни на его стихи, написанные нашим местным композитором Кларой Колкер.
      На следующий день я послал Марку короткое письмо: “Дорогой Марк. Еще раз спасибо за прекрасный подарок – вечер Ваших стихов, песен…” Но сначала без энтузиазма шел я на этот концерт – я мало знал стихов Марка Мордуховича, в основном публиковавшиеся в газете «Форум». И когда на сцене появился немолодой,  простенько одетый человек и начал читать стихи, то первые строчки посвященные Исааку Шварцу и Вахтангу Кикабидзе показались мне хорошими и дружескими, но больше рекламными. Да и  глуховатый голос, скупые интонации,  неброская жестикуляция чтеца предвещали скуку и формальность вечера. Уже привыкая к манере автора, вдруг почувствовал нечто другое. Внимание вдруг зацепилось за звучавшие со сцены слова «В любви ты такая красивая…»:
Танцуют волнистые линии при свете волшебных свечей,
В любви ты такая красивая, в любви ты такая счастливая
В парящем сплетенье теней.
А вслед за этим слух уже напряженно ждал продолжения. И…
        Спасибо за встречу, я радостью полон и болью;
        О, как мы беспечно когда-то расстались с тобою.
То солнце, то дождик – глаза твои, плача, смеются;  
Спасибо, что дожил до самого светлого чувства!..
   Наверное, такие стихи имел ввиду В. Маяковский, когда говорил: «Я хочу одной отравы – пить и пить стихи!»
Как жемчуг неброский,  ловил на себе твои взгляды;
Спасибо за роскошь – по жизни идти с тобой рядом.
Мы стали похожи: то радостью полны, то грустью,
Спасибо, что дожил до самого светлого чувства!…
     

Затем исчезло все окружающее. Внимание уже безотрывно следовало за происходящим преображением,  все  глубже, как в воронку,  втягиваясь за гипнотизирующими звуками-смыслами…

С неба льётся лёгкий майский дождик,
Брайтон дарит нам улыбки, смех;
Нравится, что среди всех прохожих
Русскоговорящих больше всех…
И когда наполнятся бокалы,
Запоют, придя на песен зов,
Русскоговорящие кварталы
Русскоговорящих городов…
И под этим небом звёздно-синим
Я теперь шагаю налегке
По уютной маленькой России
С песнями на русском языке!

      И вот на сцене уже другой человек, другие интонации, значения.  Вот появился стих
«Жизнь только начинается» И я привожу только строчки из него, а хотелось бы всё.

Не каждый день нам солнце улыбается,
пускай нам грусть не затмевает свет;
Жизнь наша, верь мне, только начинается,
когда стряхнёшь обиды прошлых лет.
Тень одиночества над нами усмехается,
прогонишь в дверь – в окно она войдёт;   
Жизнь наша, верь мне, только начинается,
когда любовь своим крыло взмахнёт…

    И следом:

Я спрашивал израильтян, изнемогающих от ран,
Кто весел может быть в стране, в которой нет конца войне,
Как вопреки Европе всей живёт здесь в радости еврей?!…
И ныне в Иерусалим ведут дороги, а не в Рим!
И шлёт Москва своих послов учиться побеждать врагов,
Как среди сотен тысяч лиц найти и покарать убийц…

     Случайно ли автор прочитал этот знаковый текст? Да нет! Вот еще знакомое всем «Еврейские женщины» И еще «Песенка о картавом еврее» и «Евреи отделились от России»  и еще и еще… Постепенно расширяется сцена до размеров Земли. И вот уже стихи о родном Ленинграде, о Париже,  стихи об Америке, стихи о поэтах. Казалось, бесконечно текут перед нашими слухом и глазами главные темы и образы его – автора – (и нашей) жизни, завораживая и увлекая нас за собой
      Стихи действительно красивы, глубоки, легки. Произносимые автором они уже пели своей естественной мелодией.  Но, оказалось, этого личного ощущения мало – во втором отделении вечера мы услышали написанную нашим композитором Кларой Колкер  музыку к только что услышанным и новым стихам,  словно мы сами ее сочинили.  Оперные солисты Сусанна Чубарян и Григорий Харик очень мило, профессионально – «по-семейному», как предупредил певец и ведущий Григорий Харик, дали нам еще раз прочувствовать прелесть стихов Марка  в сочетании с мелодиями и разнообразными ритмами сочиненными  Кларой. Присутствующие в зале выражали свое единодушное принятие поэзии Марка многократными,  энергичными, бурными аплодисментами и увлеченным хлопаньем в ладоши в такт ритмам песен.  И, как всегда, на высоте была наша бессменный аккомпаниатор Элла Белиловская.
    Закончил вечер сам Марк удивительно проникновенными стихами «Воспоминания о Вас»:

Любая не страшна беда – меня спасёт ещё не раз
Непостижимая звезда – воспоминания о Вас.
Промчался ветер по садам, свет встречи медленно погас –
И от меня уходят к Вам воспоминания о Вас.

    Этот поэтический вечер оказался  для меня большим сюрпризом и в стихах и в мелодиях. И не плакали младенцы, не шалили трехлетки, с которыми пришли некоторые зрители. Казалось, они тоже попали под обаяние гостя, ритмы композитора, артистизм солистов и напряженно-прекрасного настроения полностью заполненного зала.
     Втянутый без остатка в стихи, мелодии,  успевая лишь на мгновения следить за видеокамерой, фотоаппаратом и блокнотом, я  не успел выразить переполнявшие меня чувства и сделал это уже за своим рабочим столом. А название статьи совсем не случайно совпало с названием нового стихотворения Марка Мордуховича. Спасибо за встречу!
   
                            Эдуард Гуткин,
                                                                              Сан-Франциско